Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Регуш Л. А. Психическое развитие человека: социо и этнокультурный контекст — одно из научных направлений кафедры

Психическое развитие человека: социо и этнокультурный контекст — одно из научных направлений кафедры
Регуш Л. А. (г. Санкт Петербург)

На протяжении всех 85 лет кафедра психологии герценовского университета была не только центром инновационных идей в области психологического образования педагога, но и местом зарождения и развития научных психологических школ. О вкладе научных школ кафедры психологии герценовского университета в развитие отечественной психологии достаточно подробно изложено в книге "Первая психологическая кафедра в России: история и современность. СПб, 2003, — 160 с. — авторы Л. А. Регуш, М. С. Игнатенко. История научных школ кафедры связана с именами М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Шардакова, А. И. Щербакова, А. И. Раева, А. А. Степанова. Результаты научных исследований этих школ вошли в историю общей, возрастной и педагогической психологии, они широко известны.

Уже в 20-е годы прошлого столетия проблемы психического развития для кафедры были ведущими: об этом свидетельствуют направления исследований проф. М. Я. Басова, посвященные развитию ребенка в процессе обучения. "Истинно научная психология, — писал он — будет иметь своим параметром развивающуюся личность, как единый организм, живущий единой жизнью".(Методика психологических наблюдений над детьми, М., 1926, с.36).


В 30-40-е годы под руководством проф. С. Л. Рубинштейна на кафедре велись исследования развития различных аспектов познавательной деятельности ( внимания, речи, мышления, памяти, воображения и т. п. ), что нашло отражение в известной работе С. Л. Рубинштейна " Основы общей психологии" , где каждая из глав имеет параграф о психическом развитии.


В 50-е годы — 70-е на кафедре сложилось направление исследований, посвященных развитию познавательных процессов школьников в процессе обучения ( проф. М. Н. Шардаков. А. И. Раев, А. А Степанов ). Учитель и психологические аспекты его труда исследовались под руководством проф. А. И. Щербакова, что нашло отражение в соответствующих учебниках и практикумах, в монографиях в 70 −80-е годы прошлого века.
В своем докладе я хотела бы подчеркнуть, что традиция не нарушена, и современные психологи — герценовцы продолжают заниматься не только образовательной деятельностью, но сохраняют статус герценовского университета как исследовательского психологического центра.
Одно из научно-исследовательских направлений кафедры в последние десятилетия — "Психическое развитие человека: социо- и этнокультурный контекст" — руководитель проф. Л. А. Регуш.
В рамках этого направления сотрудниками кафедры проведены исследования, посвященные этнокультурным аспектам развития, психологическому сопровождению психического развития, взаимосвязи психического развития и социально-экономических условий, психического развития и образования. Авторами собран большой эмпирический материал, характеризующий особенности психического развития человека в первое десятилетие XXI века. Этот материал касается, прежде всего, влияния на психическое развитие социума. Его ценность и теоретическая значимость состоит в том, что получены факты дифференцированного влияния социума на различные психические образования: проблемные переживания ( Регуш Л. А.) , совладающее поведение (Алексеева Е. В.) , половую идентичность (Флотская Н. Ю.), визуальное мышление (Виноградов П. Н., Лагун А. В.) , отношение к безработице ( Бендюков М. А. ), представления об образованности ( Махова И. Ю.) , картину мира (Медведев Д. А.), развитие Я концепции (Нгуэн Тхи Ты) , самоотношение (Андреева Е. Н.), эмоциональные отношения (Грецов Г. А.), ответственность (Алексеева Е. В. ) и т. д.

Дифференциация социальных влияний прослеживалась по таким основанием как: социо-культурные условия социализации, социализация в семье и вне семьи ( Дрокова С. В. ) , социализация в условиях экономически обеспеченной и малообеспеченной семьи ( Лю Яньхуа ), в городской и сельской местности ( Флотская Н. Ю. ), ценности ( А. Л. Лихтарников ) и т. д.
Ориентируясь на запросы практической психологии, сотрудникам удалось перекинуть мостик между результатами научных исследований и возможностью их практического использования. В одном случае научные теории и факты стали основой для сопровождения психического развития с использованием таких технологий как развивающий диалог
( Чеснокова Е. Н., Пежемская Ю. С.), нерегламентированные коррекционные игры ( Чежина Я. В.), программы психологической помощи безработным ( Бендюков М. А. ), технологии работы с детьми групп социального риска ( Алексеева Е. В. , Пежемская Ю. С, ) и др. В другом — для разработки новых подходов к психологической подготовке по направлению " Педагогическое образование". Последние отражены в учебном пособии " Педагогическая психология" Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой и в Примерных программах дисциплины психология в стандартах 3 поколения, разработанных на основе практико- ориентированной концепции подготовки учителя: введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию, психология развития в образовании, педагогическая социальная психология, психологические проблемы в деятельности педагога и их разрешение.

Более подробно остановлюсь на результатах изучения жизненных проблем подростков в различных социо- культурных условиях. Уникальность этого 15- летнего исследования состоит в том, что удалось экспериментально проследить изменения в психическим состоянии под влиянием таких социальных изменений в обществе, как социально- экономический кризис, экономическая стабилизация или экономический подъем, причем в разных культурных средах. Психологическим индикатором были выбраны жизненные проблемы, а объектом изучения подростки в возрасте 12-18 лет. Сравнительный анализ культурных традиций и жизненных проблем подростков проведен по результатам обследования российских подростков, проживающих в различных регионах России, вьетнамских, китайских подростков и подростков Республики Гана.

В период социально — экономического кризиса в той или иной стране или местности фиксируется:
— уровень проблемной озабоченности выше среднего, особенно он высок в регионе, где шли военные действия ( Грозный ) и в стране признанной беднейшей страной мира ( Гана ) ;
— общий высокий социально- экономический статус страны ( Германия ) позволяет сохранить подросткам относительно низкий уровень проблемной озабоченности в условиях кризиса по сравнению с более неблагополучными регионами;
— в условиях социально- экономического кризиса наиболее остро переживаемыми проблемами являются: отношение к будущему, взаимоотношения с родителями и взаимоотношения со сверстниками. Исключение составляет Германия, где взаимоотношения с родителями не вызывают высокой проблемной озабоченности.
Проблемные переживания в связи с родительским домом и взаимоотношениями со сверстниками, как известно, характеризуют возрастной кризис развития.. В условиях социально- экономического кризиса они только обостряются и переживаются тяжелее.
— наименьшую озабоченность подростков, даже старших вызывает отношение к собственному " Я". ( 6, 7. по значимости ранговое место ).
В условиях социально- экономической стабильности или подъема в стране, степень проблемной озабоченности подростков снижается. На всех площадках, где проводились срезы, зафиксировано снижение этого среднего показателя проблемной озабоченности. Если средний балл по всем выборкам в период кризиса составляет — 2.88, то в период социально- экономической стабильности и подъема он равен — 2.54

Области проблемных переживаний наиболее значимые для подростков те же самые: отношение к будущему, взаимоотношения с родителями, взаимоотношения со сверстниками. Тревога, связанная с ожидаемым будущим может рассматриваться как влияние ранее пережитого социально- экономического кризиса.
Теоретическая значимость проведенного сравнительного анализа проблемных переживаний подростков в период социально- экономического кризиса и в период подъема, состоит в том, что удалось дифференцированно зафиксировать проявления возрастных психологических характеристик, которые остаются постоянными вне и независимо от социокультурных условий и тех, которые подвержены этим влияниям. К первым относятся: взаимоотношения с родителями и взаимоотношения со сверстниками. Ко вторым — отношение к будущему, к свободному времени и себе.

Практическая значимость полученных данных состоит в определении тех направлений и адресатов психологической помощи, которые в ней нуждаются в тех или иных социокультурных условиях. В период кризиса психологическое сопровождение должно быть направлено на формирование целеполагания, развитие перспективного планирования. Психологическая помощь, корректирующая проблемы во взаимоотношениях с родителями, предполагает совместную групповую работу подростков и их родителей.

Формирование позитивного самоотношения и коррекция соотношения Я реальное и Я- идеальное позволит позитивно изменить самооценку и актуализировать возможности Я.
Многообразные результаты этого исследования отражены в 6 публикациях, посвященных проблемным переживаниям подростков, последняя из которых " Психология современного подростка", Речь СПб. 2005г. Результаты этого исследования получили высокую оценку психологического сообщества, которое присудило этим публикациям в 2006 году приз " Золотая психея" в профессиональном конкурсе психологов.

Обогащая эмпирический арсенал психологии, результаты этого направления исследований вносят определенный вклад теорию психического развития. Этому способствует сравнительный кросскультурнный анализ психического развития, при котором устанавливаются вариативные и инвариантные компоненты развивающейся в онтогенезе психики.
В рамках рассматриваемого научного направления за последнее десятилетие защищены 32 кандидатских и 3 докторских диссертации ( Бендюков М. А, Медведев Д. А., Флотская Н. Ю ).

Категория: Мои статьи | Добавил: Petr001 (29.03.2011)
Просмотров: 2269 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]