Грецов А.Г.

Название научно-исследовательской темы: Выявление интеллектуально одарённой молодежи и психологическое сопровождение её профессионального и социального развития

Руководитель: Грецов А.Г.

Исполнители и соисполнители: Сомова Н.Л., Яркин П.А.

Актуальность:

Состоит в том, что одаренность обеспечивает высокий потенциал профессионального развития молодежи, однако слабо разработаны подходы, позволяющие осуществлять психологическое сопровождение развития этого потенциала. Анализ работ, посвящённых проблемам талантливости и одарённости, показывает, что юношескому возрасту уделяется недостаточно внимания. К новым подходам можно отнести разработку дистанционных технологий сопровождения профессионального развития.

Цель:

Выявление и сравнение структуры одаренности старшеклассников и студентов, находящихся на разных этапах формирования профессиональной идентичности, что позволит создать модель психологического сопровождения их профессионального самоопределения.

Объект:

Одаренные старшеклассники и студенты с разной степенью сформированности профессиональной идентичности.

Предмет:

Система внутренних (психологических) условий одаренных старшеклассников, которые формируют свою профессиональную идентичность на этапе выбора дальнейшего профессионального развития.

Проблема:

В основе данного исследования лежит проблема, заключающаяся в недостаточности знаний особенностей структуры одаренности старшеклассников со сформированной профессиональной идентичностью, механизмов, которые позволяют формировать профессиональную идентичность одаренным школьникам, в то время как существует ряд одаренных старшеклассников, которые не представляют свои дальнейшие профессиональные планы, подают надежды, но так никогда и не реализуются как успешные личности в профессиональной среде.

Гипотеза:

Успешность достижения профессиональной идентичности одаренного старшеклассника и студента обеспечивается системой мер, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение процесса социализации.

Задачи исследования:

  1. Анализ понятия «одаренность», ее проявлений и критериев выявления применительно к подростковому и юношескому возрасту.
  2. Подбор методик выявления одаренных старшеклассников и студентов.
  3. Сравнительное исследование формирования профессиональной идентичности старшеклассников и студентов, проявляющих одаренность и не относящихся к их числу.
  4. Разработка методов психологического сопровождения социализации одаренных старшеклассников и студентов.
  5. Проверка гипотезы о взаимосвязи формирования профессиональной идентичности одаренных старшеклассников и студентов с мероприятиями, направленными на психологическое сопровождение их социализации.
  6. Оценка эффективности разработанных методов работы с одаренными старшеклассниками и студентами.

Методы исследования:

В изучении психологического содержания одаренности и профессиональной идентичности молодежи планируется использовать методы системного анализа и результаты психологических исследований по проблемам интеллектуальной и творческой одаренности в юношеский период; становление личностной и профессиональной идентичности человека в разных условиях – обучения, развития, научной и профессиональной среды. 2.Применение комплекса психодиагностических методов для изучения интеллектуальных, мотивационных и личностных качеств одаренных старшеклассников и студентов. 3. На основе полученных данных производится статистический анализ данных, с целью факторизации признаков, которые оказывают существенное влияние на формирование профессиональной идентичности одаренного старшеклассника и студента.

Краткая характеристика основных результатов исследования (за 2011 год):

Получены данные о различиях в структуре одарённости старшеклассников с различным статусом профессиональной идентичности. Сформулированы рекомендации по разработке технологий сопровождения развития профессиональной идентичности, которые будут проверяться на следующих этапах исследования. Разработан тренинг креативности для активизации творческого потенциала одаренных старшеклассников и студентов.

Теоретическая значимость исследования:

Создается и обосновывается психологическая модель одаренности в юношеском возрасте, исследуется взаимосвязь одаренности с формированием профессиональной идентичности, что позволит расширить понимание проблемы генезиса способностей на данном этапе онтогенеза и раскрыть взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с профессиональным и, шире, социальным становлением личности.

Практическая значимость исследования:

Проект направлен на выявление факторов, позволяющих эффективно сформировать профессиональную идентичность одаренных старшеклассников, с тем, чтобы на основе анализа данных спроектировать модель психологического сопровождения тех одаренных школьников, чья профессиональная идентичность не сформирована на этапе окончания школы и выбора дальнейшего профессионального пути. Подбираются и разрабатываются психодиагностические методики для ее изучения и для выявления одаренных старшеклассников и студентов. Разрабатывается методология психологического сопровождения тех одаренных старшеклассников, которые не определились с путем дальнейшего профессионального развития.

Публикации по исследовательской теме:

Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, саморазвитие. – СПб., Питер, 2011.