Виноградов Павел Николаевич

Виноградов П.Н.

Виноградов Павел Николаевич - кандидат психологических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования, заместитель декана Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, доцент кафедры психологии развития и образования, член Российского психологического общества, член Федерации психологов образования.

Электронная почта: palvin @ mail.ru

Научные интересы:

  • Визуальная культура личности: проблемы развития и формирования
  • Психология формирования экологического сознания
  • Гештальт-психология как основа экопсихологического консультирования и анималотерапии
  • Психология формирования самостоятельности подростков

Виноградов Павел Николаевич родился в г. Ленинграде 1 июня 1953 году, закончил 281 ленинградскую школу в 1970 году и Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена в 1975 году. В практической деятельности прошел путь от рядового учителя до начальника отдела педагогических и руководящих кадров Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга. С 1980 года работает в ЛГПИ им.А.И. Герцена. Завершив обучение в аспирантуре по специальности « 19.00.07 - возрастная и педагогическая психология», в 1985 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности формирования самостоятельности учащихся 5–8 классов на самоподготовке в школе полного дня» (научный руководитель д. психол. наук, проф. А.И.Щербаков). В 1988 году прошел основной и методический циклы «Тренинг партнерского общения» (рук. Н.Ю.Хрящева). В 1991 году присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии. С 1995 по 1997 год прошел полный курс обучения в Санкт-Петербургском институте Гештальта по программе FORGE. В 1999 году завершил двухгодичный курс по программе «Процессуально ориентированная психология» Портлендского института процессуальной работы А. и Э. Минделл. С 1998 года заместитель декана психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена. Является разработчиком ГОС по направлению Педагогика, профили «Практическая психология в образовании» и «Психология профессиональной деятельности педагога». Создал в 2001 году программу специализации «Экологическая психология» в рамках подготовки учителей по специальности «Биология» и на протяжении ряда лет руководит ее реализацией на биологическом факультете. Член Президиума Совета УМО по Психолого-педагогическому образованию при МГППУ.

Значимые научные труды:

  • Визуальная культура личности: генезис, структура, функции. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №:136 Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – 2010, с.
  • Вхождение в музейную среду как образовательное событие. Музей и образование в инновационном социокультурном измерении. Материалы международной научно-практической конференцию СПб., 2010, с.
  • Компетентность в области освоения визуальной культуры. Психолого-педагогическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношений. Учебно-методическое пособие. СПб., 2008, с.
  • Объекты экологического риска и особенности их восприятия подростками. В сб.: Экопсихологические исследования, под ред. В.И.Панова – 2. М., 2011, с.
  • Визуальная культура профессионала. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. № 1(41), 2012, с. 198 – 210.
  • Эмпирическое исследование визуального мышления учащихся как творческого компонента личности. Наука i освiта. Науково-практичний журнал Пiвденнего наукового Центру НАПН Украiни. Тематичний спецвипуск «Когнiтивнi процеси та творчiсть», № 9/ CVX, листопад, 2012, с. 25–29.
  • О педагогической технологии визуализации образовательного события как инструменте подготовки молодого педагога к профессиональной самореализации. Письма в Эмиссия Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал), ART 1791, Май 2012 г.

Монографии:

  • Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы. Таганрог 2007. – 204с. Соавторы: В.М. Розин, А.К. Юров, П.А. Яркин и др.
  • Психическое развитие человека и социальные влияния. Под ред. Проф. Л.А. Регуш. С.-Пб, 2010.- 291 с.
  • Образ России во временной перспективе. Под ред. С.А. Гончарова. С.-Пб, 2012, –347с.

Учебные и учебно-методические пособия:

  • Система экологического менеджмента в педагогическом вузе. С.-Пб., 2008, - 208 с. (Гриф УМО)
  • Профессиональная самореализация молодых педагогов. Части 1,2. Под ред. С.А. Гончарова и В.В, Семикина. С.-Пб,- 2012, - 350с.
  • Подготовка электронного учебно-методического комплекса по дисциплинам психолого-педагогического профиля. С.-Пб, 2007, - 75с. Соавторы: Т.П. Зайченко, Г.П. Ланец и др. (Гриф УМО).
  • Педагогическая психология. Под ред. П.Н. Виноградова и А.В. Орловой. С.-Пб, (Гриф УМО)
  • Психолого-педагогическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношений. Учебно-методическое пособие. СПб., 2008 (Гриф УМО).

Научное руководство

защищены 4 кандидатские диссертации:
  • Кириллов П.Н. «Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения»
  • Яркин П.А. «Смысловая организация учебного текста и семантическая оценка представлений школьников о природе»
  • Лагун А.В. «Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы»
  • Алешина Н.А. «Формирование представления об объектах экологического риска при обучении подростков принятию решений в учебных ситуациях» Также защищены 3 магистерские диссертации, более 40 дипломных работ и 5 выпускных квалификационных работы бакалавров.

Научно-исследовательские проекты:

  • член методологического совета международного исследовательского проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», поддержан Фондом П. Гетти (Лос-Анжелес, США). (2005–2007 года)
  • «Образ России во временной перспективе: от культурогенеза социального мифа к картине мира современной молодежи», поддержан РГНФ.
  • «Профессиональная самореализация молодых педагогов в условиях современного российского образования» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 гг.» по мероприятию 1.1. «проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», государственный контракт № 02.740.11.0603.
  • Визуализация в медико-психологическом сопровождении лечения травматологических больных. в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 гг.» по мероприятию «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах», государственный контракт № 111632 от 10.09.2009.
  • Инновационная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» участие в трех научно-образовательных проектах. (2007–2008 года).
  • “Разработка автоматизированной системы текущего мониторинга качества высшего профессионального образования в аспекте компетентностного подхода”. Грант Министерства образования и науки РФ, № 36/12-ГЗП. (2012 год)
  • Научно-образовательный проект в рамках Стратегической программы развития Герценовского университета.

Повышение квалификации:

  • Программы и технологии сетевого взаимодействия (72 часа) РГПУ им.А.И. Герцена, 2012 год.
  • Разработка системы оценки освоения компетенций выпускников бакалавриата и магистратуры в соответствии с ФГОС нового поколения (72 часа) РГПУ им.А.И. Герцена, 2012 год.
  • ФГОС ВПО по направлению 050400- «Психолого-педагогическое образование» (72 часа), МГППУ, 2011 год.
  • Проектирование образовательных программ, отвечающих требованиям ФГОС(72 часа) РГПУ им.А.И. Герцена, 2010 год..
  • Дидактива высшей школы: тестология, РГПУ им. А.И. Герцена, 2007 год.
  • Методика преподавания психологии (400 часов) РГПУ им.А.И. Герцена, 2003 год.
  • Гештальт-терапия (200 часов), Процессуальная психология (90 часов) РГПУ им.А.И. Герцена, 1996 год.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РСФСР и ЦК профсоюза работников народного образования и науки (1990 год).
  • Награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования» (2002 год).
  • Награжден юбилейной медалью «В память 300-летия САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» (2003 год)