Управление качеством высшего психологического образования в условиях реформы высшей школы

Название: Управление качеством высшего психологического образования в условиях реформы высшей школы

Руководитель: Алексеев А. А., к.пс.н, проф. кафедры психологии развития и образования

Исполнители и соисполнители:

Алексеев А. А., к.пс.н., проф. кафедры психологии развития и образования;
Пархоменко О. Г., к.пс.н. доц. кафедры психологии развития и образования (индивидуальная подтема)

Актуальность: обусловлена устойчивой тенденцией к снижению качества профессиональной подготовки психологов в вузе вследствие системного кризиса российского образования в целом. Неготовность абитуриентов к обучению в вузе; нереалистичность новых стандартов подготовки бакалавров и магистров психологии, обусловленная отсутствием обоснованной модели специалиста-психолога и должных образовательных (информационных, научно-исследовательских, кадровых и др.) ресурсов; искаженная мотивация обучения студентов-психологов вследствие отсутствия надежной стартовой позиции и четкой перспективы профессионального роста на отечественном рынке труда – три главных фактора, оказывающие негативное влияние на качество высшего психологического образования и, следовательно, требующие неотложного вмешательства для ослабления их воздействия на образовательный процесс и компенсации наносимого ущерба.

Цель: Создать новую, практико-ориентированную магистерскую программу «Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности» по направлению «050400 – Психолого-педагогическое образование», которая может быть реализована с применением современных образовательных технологий, и провести мониторинг качества знаний, учебных и исследовательских умений и мотивации обучения магистрантов.

Объект: образовательный процесс на ППФ (магистратура), УМК и нормативные документы, регламентирующие его реализацию в части, обеспечиваемой кафедрой психологии развития и образования

Предмет: качество знаний, учебных / исследовательских навыков и мотивации обучения магистрантов в зависимости от содержания и организации преподавания профессионального цикла.

Проблема: обеспечение усвоения магистрантами современных научных знаний и формирование у них умений в области психодиагностики и психометрии развивающейся личности в условиях недостаточной подготовки по этим дисциплинам в бакалавриате и несбалансированности дисциплин в базовой и вариативной части профессионального цикла подготовки магистров, обусловленной требованиями федерального стандарта высшего профессионального образования (магистратура).

Гипотезы:

  1. Включение в курсы лекций и практических занятий видеопрезентаций по основным темам, построенных на принципах создания web-страниц, повышает интенсивность обучения, облегчает усвоение сложной информации, способствует формированию учебных / исследовательских навыков и внутреннего интереса к содержанию учебных дисциплин у магистрантов.
  2. Использование в тестах знаний заданий, требующих для правильного ответа активного, сознательного использования основных логических операций, обеспечивает не только получение магистрантами объективной оценки и обратной связи в отношении овладения учебным материалом, но и интенсифицирует формирование у них общеучебных и исследовательских навыков.

Задачи исследования:

  1. Разработать концепцию и учебный план подготовки магистра по направлению «050400 – Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности» – срок: декабрь 2011
  2. Разработать программы учебных дисциплин в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки магистра по направлению «050400 – Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности» – срок: декабрь 2011
  3. Разработать УМК по учебным дисциплинам «Введение в классическую и современную теорию тестов» и «Практикум по адаптации и разработке диагностических методик» – срок: сентябрь 2012
  4. Провести мониторинг усвоения знаний и формирования умений по дисциплинам вариативной части профессионального цикла подготовки магистров, обучающихся по программе «Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности» – срок: 2012–2014 гг.

Методы исследования: анализ документов; наблюдение; анкетирование; тесты знаний.

Практическая значимость исследования заключается в предполагаемом повышении качества подготовки психологов в магистратуре на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена.