Медведев Д.А.

Аннотация научно-исследовательской темы «Субъективный фактор детерминации эффективности современного образовательно-воспитательного процесса в различных типах учебных заведений»

Руководитель: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Медведев Д.А.

Исполнители и соисполнители: аспиранты кафедры психологии развития и образования Александрова Л.А., Гребенникова Е.А.

Проблема поиска путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в разных типах учебных заведений особенно актуальна на современном этапе развития российского общества, так как ее решение является одним из необходимых условий вывода страны из социально-экономического кризиса. Серьезное значение, в данном контексте, приобретает необходимость использования потенциала психологической науки, поскольку важным фактором обеспечения эффективности образовательно-воспитательного процесса выступает внутренний, субъективный фактор. Главным средством его концептуализации и операционализации может служить авторская концепция внутреннего мира человека. Применение указанной концепции в педагогической психологии способно обеспечить развертывание ряда актуальных направлений психологической практики, связанных с построением субъектноориентированного образовательно-воспитательного процесса в разных типах учебных заведений, обеспечением эффективной профессиональной подготовки личности в высшей школе, разработкой методов повышения творческого и адаптационного потенциала будущих специалистов, а также созданием развивающей среды в различных учебных заведениях.

На первом этапе работы в рамках указанной научно-исследовательской темы были решены следующие задачи:

  • проведен анализ научной литературы по проблеме развития внутреннего мира человека в младшем школьном и подростковом возрасте;
  • разработаны методики (как совокупность методов) исследования внутреннего мира человека в младшем школьном и подростковом возрасте;
  • определены особенности развития внутреннего мира человека младшего школьного и подросткового возраста на микро- и макроуровне;
  • раскрыты особенности развития внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;
  • выявлена связь конструктов внутреннего мира младших школьников и подростков с особенностями их личности, общения и деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в получении новых данных об особенностях развития внутреннего мира человека в младшем школьном и подростковом возрасте; практическая значимость - в возможности повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников и подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.