Социально- психологические проблемы студентов педвуза в условиях реформирования системы образования

Тема: Социально- психологические проблемы студентов педвуза в условиях реформирования системы образования.

Руководитель: проф. Регуш Л.А.

Исполнители: доц. Алексеева Е.В., доц. Орлова А.В., доц. Пежемская Ю.С.

Актуальность

В настоящее время происходит реформирование системы образования на разных уровнях (общее, среднее профессиональное, высшее). При этом, исследования социально-психологических последствий происходящих изменений для разных субъектов этого процесса – студентов, преподавателей, управленцев, работающих в системе образования – не проводилось.

Переход на подготовку к педагогическим профессиям на базе бакалавриата осуществлен без исследования личностных аспектов формирования профессионала, поэтому актуальным является изучение психологических проблем, появившихся в связи с переходом к другой модели обучения, в становлении профессионала, который готовится по направлению «педагогическое образование».

Сегодня все вузы охвачены (административно или содержательно) разработкой и внедрением инноваций в процесс обучения, в том числе переходом на многоуровневую систему образования и подготовки кадров. Однако формальное внедрение в существующую жесткую традиционную систему обучения чего-либо нового чаще всего не дает принципиально качественного изменения самой традиционной системы (система поглощает своей формой эти новшества), так как не происходит необходимых качественных изменений в образовательном процессе.

Проблема: изменения в системе высшего педагогического образования (реформа 2009-2012 г.г.) существенно меняют личностные позиции студентов, создавая определенные проблемы как в процессе обучения, так и в профессиональном самоопределении. Возникает противоречие между активными воздействиями системы на содержание и технологии, конечный результат обучения и отсутствием представления о проблемах субъектов обучения. А именно такое знание может стать основой для последующей коррекции и оценки результатов реформирования педагогического образования.

Предмет исследования: социально-психологические проблемы студентов педвуза, как переживание и осознание противоречия между потребностями и возможностями  и желание разрешить эти противоречия.

Объект исследования: студенты педвуза, обучающиеся на первых и выпускных курсах по многоуровневой модели и по модели «специалитет».

Гипотезы

  • Система многоуровневого обучения (бакалавриат) порождает определенный «мораторий» на профессиональное самоопределение и получение высшего образования без ориентации на овладение профессией.
  • Наблюдается динамика социально-психологических проблем студентов от 1 к 4 курсам, которая характеризуется вектором изменений от проблем обучения к широкому спектру социально- психологических проблем.

Задачи исследования :

  • · Дать теоретический анализ психологических основ обучения по модели «специалист» и «бакалавр образования»,
  • · Провести исследование социально-психологических проблем студентов педвуза (от 1 к 4 курсам )
  • · Изучить профессиональные намерения и профессиональное самоопределение студентов 1-4- курсов.
  • · Сравнить характеристики проблемной озабоченности студентов бакалавриата и студентов, обучавшихся в специалитете.

Методы исследования: Разработка программы и методов исследования – задача второго года в с оответствии с планом НИР по теме.

Теоретическая значимость проводимого исследования состотит в том, что решаемые в нем задачи позволяют раскрыть влияние системы обучения по различным моделям педагогического образования на переживаемые студентами психические состояния, в частности, на их проблемную озабоченность.

Предполагается получить эмпирические данные об особенностях профессионального самоопределения и профессиональных намерениях выпускников, заканчивающих бакалавриат и специалитет, что можно рассматривать как одну из характеристик профессиональной готовыности выпускников.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты можно использовать в контексте профориентационного и карьерного консультирования для оказания психологической помощи абитуриентам и студентам, которые испытывают трудности в самоопределении, в целях осознания собственного пути развития, определения своего жизненного пути, понимания своей роли в планировании и осуществлении своего жизненного пути, формирования более ответственного отношения к нему.

Основным прикладным направлением исследования может стать разработка программ психологического сопровождения студентов и психологических средств помощи при переживаниях «непродуктивности» жизненного пути, необходимости корректировки жизненной программы.

Краткая характеристика основных результатов исследования за первый (2011) год

В соответствии с задачами НИР на 2011 год проведен психологический анализ:

  • основ обучения по модели «специалист» и «бакалавр образования» по направлениям педагогической подготовки;
  • профессионального самоопределения в условиях функционирования моноуровневой системы высшего образования;
  • психологических проблем обучающейся молодежи.

В результате установлено следующее:

· В условиях развивающейся многуровневой системы подготовки специалистов изменились психологические ориентиры обучающихся по сравнению с обучением по модели «специалитет». Эти изменения относятся и к этапу выбора вуза для обучения, и к этапу профессионального обучения, а также и устройству на работу после окончания ВУЗа. К таким ориентирам могут быть отнесены: профессиональное самоопределение (профессиональная направленность, профессиональная идентичность, ценности и др), а также те проблемы, которые возникают на разных этапах обучения профессии.

· Многоуровневевая модель вносит существенные изменения в процесс профессионального самоопределения. Возникает «мораторий» на профессиональное самоопределение, поскольку ни на этапе выбора учебного заведения для обучения, ни в процессе обучения не ставится задача подготовки к овладению конкретной профессией. Это принципиальное, базовое положение идеологии уровневой подготовки – ориентация на широкую теоретическую базу с последующим послевузовским непрерывным образованием в соответствии с требованиями конкретной профессии.

· Психологические исследования содержат данные о психологических проблемах студентов (молодежи), обучавшихся по модели «специалист». Есть основания предполагать, что изменения в условиях обучения и условиях профессионального самоопределения внесут свои коррективы и в область проблемных переживаний студентов. Содержание этих проблем и их связь с эмоциональным состоянием обучающихся предстоит выяснить в планируемом исследовании.