Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды

Аннотация результатов деятельности по научно-исследовательскому направлению «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды» кафедры психологии развития и образования за 2011 год.

И.А.Баева, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Е.Б.Лактионова, кандидат психологических наук, доцент

Результаты теоретического анализа оценки условий, в которых осуществляется развитие, обучение и воспитание современных школьников позволили нам выделить основные противоречия, касающиеся психологической экспертизы качества образования в целом и образовательной среды, в частности:

1. В современных изменяющихся социально-экономических условиях возникла новая социальная ситуация развития подрастающего поколения, требующая поиска оптимальных путей оценки качества условий, в которых осуществляется образовательный процесс, однако на практике реализуется прежняя система оценки, ориентированная на объективные показатели, не учитывающая значимости психологических характеристик.

2. Второе противоречие заключается в декларировании гуманистического подхода в образовательной системе, признании значимости личностного потенциала учителя и ученика и отсутствием апробированных технологий оценки психологического качества условий, в которых осуществляется развитие субъектов образовательной среды.

3. Третье противоречие носит методологический характер. С одной стороны, в современной педагогической психологии представлены многочисленные эмпирические исследования, решающие прикладные аспекты психологического оценивания, признано значение гуманитарной экспертизы в образовании и, с другой, отсутствие научно обоснованного и экспериментально проверенного содержания психологической экспертизы образовательной среды.

4. Четвертое противоречие связанно с актуальной социальной потребностью в новых инструментах оценки эффективности системы образования в аспекте развития и формирования психологического ресурса ее выпускников и отсутствием апробированных средств такой оценки.

Выявленные противоречия определяют основную проблему исследования, которая заключается в поиске путей комплексного решения психологической оценки качества образовательной среды, определении характера условий, влияющих на позитивное личностное развитие ее субъектов. Решение данной проблемы связано с разработкой научно обоснованного содержания и технологического обеспечения психологической экспертизы образовательной среды.

В 2011 году выполнен теоретический анализ, позволяющий определить пути решения данной проблемы и создание теоретической модели экспертизы психологической безопасности образовательной среды. Опубликовано 9 научных работ по теме исследования.