Психолого-педагогические проблемы развития и формирования визуальной культуры учащихся

Руководитель:

 к. псн., доцент Виноградов П.Н.

Исполнители и соисполнители:

 к. псн., старший преподаватель Яркин П.А.

Актуальность:

Среди проблем современного общества, порожденных интенсивным информационным потоком, можно выделить пять ведущих, далеких от своего разрешения:

Во-первых, информационный мир не упорядочен и человечеством предпринимаются огромные усилия для организации и структурирования информации для выхода из ситуации общего информационного хаоса.

Во-вторых, поток информации ставит специфические проблемы в области познания и ценностного освоения действительности (когнитивно-аксиологический аспект): поиск, отбор, хранение, использование информации, выявление ее общечеловеческого и личного смысла.

В-третьих, новейшие технологии подчеркнули фундаментальность и злободневность проблемы межличностного общения, а именно снижение качества коммуникативных программ.

В четвертых, принципиальная проблема, усугубленная чрезвычайно интенсивным информационным потоком, манипуляция информацией, а через ее посредство – общественным мнением и внутренним миром личности.

В пятых, недостаточная разработанность теоретико-методологических и психологических оснований и моделей и систематизация технологий формирования нового качества функционирования личности в современном визуальном информационном пространстве.

Все отмеченные проблемы ярко проступают в особой, визуальной модальности интенсивного информационного потока и недостаточной изученности возможностей психологически опосредованого взаимодействия с ним.

Визуальная культура личности занимает важное место в процессах освоения окружающей действительности, но вместе с тем, еще не стала предметом глубокого психологического анализа. Нашей задачей становится изучение данного феномена как в контексте осознания его места в структуре познавательной деятельности развивающегося человека, так и с позиции выявления его функций в освоении визуальной среды.

Цель: Теоретическое и методологическое обоснование и эмпирическое подтверждение модели формирования визуальной культуры личности.

Объект: Учащиеся на различных возрастных этапах и уровнях образования.

Предмет: Уровневая функциональная модель формирования визуальной культуры личности в процессе образования.

Проблема: Проблема заключается в попытке разрешить противоречие между существовании неупорядоченных визуальных информационных потоков, существующих в окружающей среде и недостаточностью средств, позволяющих личности ее упорядочивать, осмысливать и организовывать целенаправленную деятельность.

Гипотезы: - 1 группа: о визуальной культуре личности как психологическом образовании, рецептирующем совокупный социальный опыт визуализации, ососредующем постижение и преобразование визуальной среды.

- 2 группа: о функционально-уровневом строении визуальной культуры личности

- 3 группа: о модели формировании визуальной культуры личности, включающей описание психолого-педагогических условий организации образовательного процесса.

Задачи исследования: - Дать определение визуальной культуры личности как психологического образования, рецептирующего совокупный социальный опыт визуализации, ососредующего постижение и преобразование визуальной среды.

- Построить функционально-уровневую модель визуальной культуры личности.

- Представить модель формировании визуальной культуры личности, включающей описание психолого-педагогических условий организации образовательного процесса.

Методы исследования: модифицированный и адаптированный тест дивергентного мышления Вильямса и «Круги» Вартега, тест пространственных символов Бека, методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и Г. Салливена, тест Кеттелла, САМОАЛ – Самоактуализационный тест, методика незаконченные предложения, рисуночные пробы «Мой мир» и «Мой музей».

Краткая характеристика основных результатов исследования:

- На основе анализа психологических исследований дано теоретическое обоснование модели визуальной культуры личности как интегративного психологического образования направленного на взаимодействие с визуальной окружающей средой, включающего психофизиологический, психологический и социально-психологический компоненты, обеспечивающего адаптацию, присвоение ( смысловое постижение)и преобразование визуального информационного потока.

Выявлены региональные особенности образа мира как компонента визуальной культуры человека и особенности образа мира у учащихся старших классов:

- Выявлены различия в содержании и структуре визуальных образов, содержащихся в рисунках подростков и юношей проживающих в городах, различающихся по размерам, типу ландшафта и численности населения. -

- Сформирован комплекс методов, который может обеспечить исследование визуального компонента образа мира, особенностей его содержательного наполнение у учащихся старшего школьного возраста, а также отношения к среде, поможет увидеть особенности ценностно-смысловой сферы самоактуализирующейся личности.

- Осуществлено сравнение и выявлена взаимосвязь составляющих визуального компонента образа мира старших школьников различных регионов (Санкт-Петербурга, Саратова, Рязани)

Теоретическая значимость исследования: Получены новые данные об особенностях визуального компонента образа мира, как компонента визуальной культуры личности старших школьников, проживающих в различных регионах.

Практическая значимость исследования:

Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации, выполнение которых позволит организовать оптимальное взаимодействие школьника с напряженным визуальным потоком:

1. Для учащихся Санкт-Петербурга, в первую очередь, необходимы такие виды деятельности, которые будут интегрировать структуру и содержание визуального компонента образа мира с потребностью в познании, гибкостью в общении, что позволит преобразовать внутренний мир личности старшего школьника. Кроме этого Петербуржцам удобнее воспринимать свободно, разреженно расположенные стимулы – следовательно, деятельность должна быть направлена на повышение уровня концентрации при выполнении работы, связанной с визуальной информацией.

2. Деятельность учащихся Саратова, уровень осмысленности работы которых выше при расположении визуального стимула по горизонтали со смещением вправо, как мы считаем, необходимо направить на устранение этой биполярности в проявляемых пространственных предпочтениях. Наиболее эффективным способом воздействия на учащихся старших классов и подготовкой их к освоению различных визуальных сред, является проникновение во внутренний мир личности через содержательный диалог со сверстниками и педагогами.

3. Для Рязанских школьников наиболее предпочтителен такой тип деятельности, который позволит интегрировать показатели визуального компонента образа мира, возникающего под воздействием простых и сложных стимулов, что позволит способности творчески адаптироваться к различным визуально-организованным средам. Также можно порекомендовать учитывать предпочтения рязанскими школьниками более плотно расположенных визуальных стимулов при обработке визуальных потоков информации.

Публикации по исследовательской теме: -

- Визуальная культура личности: генезис, структура, функции. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №:136 Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – 2010

- Психологические особенности визуального компонента образа мира у старших школьников различных регионов Актуальные проблемы человека в инновационных условиях образования и науки.СПб., 2011