Научное направление кафедры на 2011-2016 годы

Психологические проблемы развития и образования человека

Руководитель – доктор психологических наук, профессор Семикин В.В.

Основное научное направление РГПУ им. А.И. Герцена, в рамках которого выполняется научно-исследовательская работа: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей.

Актуальность исследования

Начало 21-го века ставит перед психологической наукой новые задачи, связанные с необходимостью повышения конкурентоспособности современного российского образования. Реформа отечественного образования, переход к новым образовательным стандартам, специфическое положение педагогического образования в изменившихся геополитических условиях требуют изучения психологических проблем современного образования и развития человека. Исследование широкого спектра указанных проблем (анализ основных психологических условий, определяющих эффективность образования в современной России; выявление психологических характеристик безопасной образовательной среды и проведение ее экспертизы; выявление социально-психологических проблем студентов современного педвуза; обеспечение психологического сопровождения участников образовательного процесса; управление качеством высшего психологического образования; описание психологических условий обеспечения эффективности воспитательной работы с различными категориями обучающихся; разработка психологических методов работы с одаренными детьми и подростками в образовании; анализ проблем преемственности традиций психологической науки в образовании и т.д.) должно объективно способствовать повышению эффективности современного российского образования. Особо следует подчеркнуть необходимость поиска их решения с опорой на данные, полученные в рамках психологии развития, так как соответствующие материалы выступают основой для организации эффективного обучения и воспитания человека на разных этапах онтогенеза.

Цель исследования: выявить базовые психологические проблемы современного российского образования и определить пути их решения.

Объект исследования: современное отечественное образование.

Предмет исследования: ведущие психологические проблемы современного российского образования.

Гипотеза исследования: психологический анализ проблем современного российского образования позволит определить оптимальные пути их разрешения и будет способствовать повышению эффективности обучения и воспитания в различных типах учебных заведений.

Основные исследовательские темы: