Лихтарников Андрей Леонидович

Должность: доцент Кафедры психологии развития и образования.

Учёная степень: кандидат физико-математических наук.

Учёное звание: доцент.

  • Член Координационного совета Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров Санкт-Петербурга.
  • Руководитель секции процессуально-ориентированной психологии Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров Санкт-Петербурга.
  • Член секции развивающего диалога и консультирования Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров Санкт-Петербурга.  
  • Член общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля  за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Научные интересы:

  • Устойчивость процессов в природе и обществе. 
  • Проблемы химических зависимостей и системы реабилитации для зависимостей.

Образование:

Андрей Леонидович окончил математико-механический факультет ЛГУ по специализации теоретическая кибернетика, программирование в 1973 году. Там же учился в аспирантуре и получил степень кандидата физ.-мат. наук по специальности 01.01.11 -  системный анализ (1977). Тема кандидатской диссертации: Теория абсолютной устойчивости систем с распределенными параметрами. Защищена 22.09.77 на ученом совете математико-механического факультета ЛГУ (Ленинград), научный руководитель проф. д.ф.м.н.  В.А. Якубович.

В 1995 году Андрей Леонидович окончил РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека по специальности практический психолог,  преподаватель психологии.

Дополнительное образование в области психологического консультирования и социальной работы:

  • Курс социоэкономики в Университете Барселоны (Испания, 1991).
  • Переоценочное консультирование (консультирование аффективного и гуманистического направлений): семинары и конференции Сообщества переоценочного консультирования с 1990 по 2006  в СССР, России, Венгрии (регулярно). 
  • Процессуально-ориентированная психология и терапия (консультирование гуманистического направления): обучение в Центре процессуально-ориентированной психологии в Портланде, Орегон, США в 2002. Организовал (совместно с Чесноковой Е.Н.) первую  школу процессуально-ориентированной психологии в Санкт-Петербурге в 1995-1998 гг. и определял формирование её программы совместно с Центром ПОП (сам же её закончил); организовал (совместно с Чесноковой Е.Н.)  новую школу в 2000-2004 гг.; участие в семинарах   по процессуальной работе в США и России с 1994 по 2005.
  • Консультирование зависимостей: Обучение терапии по модели Миннесота в США  (International Institute for Alcoholism Education and      Training,  Inc., 1995;  Ashley, Inc.: Primary Program, Relapse Prevention Program, Family Education and Counseling, 1995). Школа по терапии химических зависимостей в Варшаве, Польша, 1996.  Семинары  в России, ведущие обучение консультанты по химическим зависимостям из Польши, США, Швейцарии с 1995 по 2005.
  • Социальная работа с населением групп риска (совместный российско-шведский проект, поддержанный Правительством СПб и Министерством иностранных дел Швеции; далее поддерживаемый Международным центром им. Улофа Пальме и шведской общественной организацией Верданди; обучение в Швеции и России /семинары/) с 1994   по 2005).
  • Правополушарное рисование: интенсивный курс в Школе правополушарного рисования и скульптуры Стива Лестера, Москва в декабре 2007.

Основные учебные курсы:

  • Проблемы устойчивости человеческой психики.
  • Социально-психологическая реабилитация детей и подростков.
  • Социально-психологическое сопровождение человека в ситуациях нарушения психологической безопасности.
  • Поведение человека в экстремальной ситуации.
  • Психология и психотерапия насилия.
  • Поведение человека в экстремальных условиях.
  • Консультирование детей и подростков.
  • Курс психологического консультирования.

Основные публикации по психологии:

(в соавторстве с Е.Н. Чесноковой)

  • Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб: Доверие-PRI, 2001–175 с.
  • Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. СПб: Доверие-PRI, 2004 – 273с.  СПб.