Баева Ирина Александровна

Алексеев Анатолий Андреевич

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании»

irinabaeva@mail.ru

сл. тел. 8 (812) 312 07 22

Научные интересы.

  • психологическая безопасность человека, сопротивляемость человека негативным воздействиям среды,
  • психологическая безопасность образовательной среды, сопровождение человека в образовательных системах;
  • психологические проблемы насилия и жестокого обращения, ** методика обучения психологии.

Биография. В 1976 году окончила психологический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова по специальности психология. После окончания университета работала в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета на кафедре педагогики высшей школы. В 1980 году поступила в очную аспирантуру при кафедре социальной психологии психологического факультета ЛГУ им. А.А. Жданова, которую закончила в 1985 году, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 –социальная психология. В 1985 году принята на работу в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, где работала ассистентом, доцентом. В настоящее время занимает должность профессора Кафедры психологии развития и образования. В 2003 году в Российском государственном педагогическом университете защитила докторскую диссертацию на тему «Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания», специальность 19.00.07 – педагогическая психология. В 2005 получила аттестат профессора по кафедре психологии развития и образования. С 2005 года совмещает работу по основной должности с заведованием научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании».

В декабре 2009 года выбрана членом-корреспондентом Российской академии образования по специальности «Психологическая безопасность образовательной среды» (Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1991 года принимает участие в работе по аттестации кадров высшей квалификации. В настоящее время является председателем Совета Д.212.199.12 по защите докторских и кандидатских диссертаций, заместителем председателя Совета Д.212.199.18. Опубликовано более 160 научных работ, общим объемом более 260 п.л.

Баева И.А. является автором концепции и научным руководителем образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии». Член Президиума и руководителем предметно-методической секции «Психология и педагогики безопасности образовательной среды» УМО вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Баева И.А. активно ведет научно-издательскую деятельность: Член редколлегии; председатель редакционных советов ряда научных рецензируемых журналов, входящих в перечень ВАК. Баева И.А. принимает активное участие в работе всероссийских и международных конференций, входила в члены программных и оргкомитетов. Имеет статус эксперта в области проведения государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в области образования и науки (протокол заседания аттестационной комиссии №17 от 25.09.2013). Баева И.А. награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга. Лауреат Премии правительства РФ в области образования за 2012 год за цикл трудов «Инновационные технологии подготовки научных кадров». Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за 2014 год за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования по номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации».

В 2013 году научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании», возглавляемая И.А. Баевой, получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и по своему статусу является экспериментальной площадкой РАО. Основание: Постановление Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме РАО (протокол № 2 от 21 мая 2013 г.). Под руководством лаборатории совместно с ЛОИРО выполняется проект, утвержденный Экспертным советом РАО «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области».

Читаемые учебные дисциплины.

  • Психология безопасности
  • Психология переговоров
  • Психологическое влияние на личность и ее защита от негативных воздействий
  • Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
  • Психологические проблемы насилия в образовательной среде и способы их преодоления
  • Методика преподавания психологии
  • Психология развития
  • Педагогическая психология

Научное руководство.

Кандидатские диссертации:

  1. Лактионова Е.Б. Психологическая характеристика образовательной среды как показатель эффективности деятельности службы сопровождения. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2002.
  2. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2005.
  3. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2006.
  4. Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающие его защищенность от психологического насилия в ближайшем социальном окружении. Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология, 2007.
  5. Юдин Н. В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды. Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология, 2009.
  6. Макеева А.Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения (на примере торговой компании). Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2009.
  7. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология, 2010.
  8. Пичугова В.А. Психологическое сопровождение социальной адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями. ). Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2010
  9. Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых, переживших насилие в детстве. . Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология, 2012

Докторские диссертации:

  • Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология, 2013.

Основные публикации:

Монографии:

  • Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и развития / Под науч. ред. И.А.Баевой, С.В.Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2014.
  • «Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности» / Под ред. И.А. Баевой. М.; СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2011. - 272 с. (в соавторстве).
  • «Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды»: Монография.- М.: МГППУ, 2008.–310с.
  • «Психологическая безопасность в образовании»: СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 271с.
  • «Тренинги психологической безопасности в школе»: СПб.: Речь, 2002 – 251с.

Учебные пособия, научно-методические материалы:

  • «Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении»: Учебное пособие (автор и научный редактор) СПб. Издательство «Речь» / Под ред. Баевой И.А., 2006 –288с. С. 3–121; 283–284.

  • «Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействий»: Учебно-методический комплекс (автор и научный редактор) СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 242с. С. 5–15, 21- 125, 209 – 242.

  • «Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии»: научно-методические материалы / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: ООО «Книжный Дом». 2008. – 288с.

  • «Психология безопасности образовательной среды»: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009. – 248 с. (в соавторстве).

  • Статьи в ведущих научных журналах РФ, таких как «Психологическая наука и образование», «Народное образование», «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», «Научное мнение», «Национальный психологический журнал», «Журнал практического психолога», «Вестник практической психологии».

Профиль автора в Science Index