Алексеева Елена Вячеславовна

Алексеева Елена Вячеславовна

Алексеева Елена Вячеславовна

доцент кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат психологических наук, доцент

Эл.почта: al-lev@mail.ru

Научные интересы

  • Психологические проблемы и совладающее поведение подростков
  • Психология ответственности
  • Толерантность в образовании
  • Психология профориентации и личного выбора

Елена Вячеславовна имеет высшее психологическое образование, в 1988 году окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А.Жданова, специализация – возрастная и дифференциальная психология. В том же году начала профессиональную деятельность в качестве психолога лаборатории профориентации ШУПЦ ПОУ Калининского района. С 1992 года (сначала – по совместительству, а с 1994 года – постоянно) по 2003 год работала ассистентом кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И.Герцена. С 01.09.2003 года работает в качестве доцента данной кафедры. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию (19.00.13 – психология развития, акмеология) на тему «Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами» (руководитель – д.пс.н., проф. Л.А.Регуш). В 2006 году ей присвоено звание доцента. С 1988 по 2013 гг. Е. В Алексеева совмещала научно-педагогическую деятельность с практической работой в сфере образования, работая в качестве педагога-психолога ШУПЦ ПОУ и Центра психолого-медико-социального сопровождения учащихся Калининского района Санкт-Петербурга. Прошла повышение научно-педагогической квалификации в рамках совместного проекта РГПУ им. А.И.Герцена и Университета Бундесвера г. Мюнхен по программе «UniProfi +».

Учебные курсы

  • Психология развития человека в образовании.
  • Педагогическая психология.
  • Психологические проблемы в педагогической деятельности и возможности их разрешения.
  • Психология подросткового возраста.
  • Технологии развития ответственности у детей и подростков.
  • Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
  • Проблемы психического развития и их предупреждение.

Научное руководство

Руководство дипломными и выпускными квалификационными работами студентов ППФ, магистерскими диссертациями магистрантов кафедры (всего – более 30).

Дипломные работы и ВКР:

  • Психолого-педагогические детерминанты проявлений буллинга у учащихся младшего подросткового возраста
  • Психологические проблемы подростков из семей мигрантов
  • Выявление эффективности психокоррекции агрессивного поведения подростков
  • Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионализации: на этапе выбора профессии, на этапе обучения профессии, на этапе бытия в профессии
  • Структура ответственности людей, профессия которых связана с риском для жизни (на примере артистов цирка)

Магистерские диссертации

  • Ценностные ориентации и копинг-стратегии подростков, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений
  • Копинг-поведение и механизмы психологической зашиты у юношей и девушек, играющих в онлайн игры
  • Гендерные различия в понимании и проявлении ответственности
  • Психологическая безопасность студентов-стажеров технических специальностей в профессионально-образовательной среде
  • Коммуникативная готовность к началу профессиональной деятельности

Разработка и модернизация учебных программ для бакалавриата и магистратуры:

  • Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию
  • Психология подросткового возраста
  • Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
  • Технологии развития ответственности у детей и подростков
  • Программа производственной практики магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование» 050400.68, специализация (профиль): «Психология безопасности в образовании и социальном взаимодействии»
  • Психологические проблемы субъектов образования (для аспирантуры).

Участие в научно-исследовательских и инновационных проектах:

  • 1994–2000 гг. – совместный научно-исследовательский проект РГПУ им. А.И.Герцена и Потсдамского университета «Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12–18 лет».
  • 2006–2009 гг. – международный проект «Социальные проблемы подростков – национальные особенности» (РГПУ им. А.И.Герцена, Университет Потсдама (Германия), Университеты Познани, Ополе, Зелена Гора (Польша)).
  • 2007–2008 гг. – Инновационная образовательная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (модуль 35 – Технологии разрешения социально - психологических проблем развития детей «группы риска» ).
  • 2012–2014 гг. – грант РГНФ «Психологические проблемы подростков и молодежи в социальном и индивидуальном контексте: методика изучения» (рук. проф. Л.А. Регуш)
  • С 2011 г. – научно-исследовательская деятельность в рамках НИР кафедры (тема: «Социально-психологические проблемы студентов педвуза в условиях реформирования системы образования» – рук. проф. Л.А. Регуш).

Основные публикации:

  1. Преодоление трудных жизненных ситуаций и ответственность // Психология современного подростка / под ред. Л.А.Регуш. СПб., 2005, с.355–365.
  2. Проблемное бытие подростка: жизненные проблемы и их исследование. // Работа переживания и психологическая помощь детям: Тезисы докладов II Международной конференции Телефонов доверия (Москва, 25—27 октября 2007 г.). — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. —с. 3–10. (в соавт. с Братченко С.Л.).
  3. Технологии развития ответственности у детей и подростков группы риска // Технологии разрешения социально - психологических проблем развития детей «группы риска: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008.
  4. Социальные проблемы российских подростков в начале XXI века // Психология развития человека и социальные влияния. – СПб., 2010, с. 62–75.
  5. Примерная программа курса «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» // Дисциплина «Психология» в стандартах третьего поколения: концепция, примерные программы: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011, с. 36–50. (в соавт. с Регуш Л.А.)
  6. Психологические проблемы подростков: стандартизованная методика методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.)
  7. Готовность абитуриентов к получению педагогических специальностей // IX Междунар. науч.-практ. конференция «ОБРАЗОВАНИЕ – ЛИЧНОСТЬ - ПРОФЕССИЯ». 2–6 июля 2013 года. - М.: ПИ РАО, 2013, с. 55–59.
  8. Психологический анализ обучения по модели «специалист» и «бакалавр» образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И Герцена): Сб. статей по материалам междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 3–4 октября 2013 года. Ч.2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013, - с. 223–230 (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  9. Психологические проблемы молодежи: стандартизованная методика методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.)
  10. Психологические проблемы учащихся в условиях семейной депривации // Дети и общество: социальная реальность и новации: Сб. докладов на Всеросс. конф. с междунар. участием «Дети и общество: социальная реальность и новации – Москва: РОС, 2014г., с. 621–628. (http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=40)